|  

Человек и его "биологические часы"

Биоритмы — это отражение цикличности явлений, идущих в природе.

Вращение Земли вокруг Солнца, вращение Луны вокруг Земли, периодические изменения солнечной активности — вот наиболее известные всем ритмические природные процессы, которые были восприняты и усвоены в процессе эволюции обитателями нашей планеты. И в этом факте нет ничего сверхъестественного: многочисленные изменения окружающей среды, вызываемые ритмом того или иного явления природы — изменение освещенности, температуры, радиации и т. д., прямым образом воздействуют на живое, порождая в нем ответные ритмы.

Еще в 1729 году французский астроном де Мэран обнаружил, что растения способны «отсчитывать» время,— их листья совершают определенные движения в течение суток. Птицы, рыбы и насекомые выработали у себя удивительное чувство времени. Они могут ошибиться лишь на несколько минут. В борьбе за существование, видимо, выживали лишь те организмы, которые могли чувствовать и измерять время. Интересен такой пример: с наступлением зимы многие животные мигрируют в другие климатические зоны или укладываются в спячку. Зимняя спячка помогает им пережить неблагоприятный период. Животные удивительно точно определяют время для спячки. Медведь-шатун, не улегшийся по каким-либо причинам в спячку или потревоженный во время спячки, не доживает до весны. Яблоня, расцветшая вдруг поздней осенью, как правило, засыхает.

В процессе многовекового развития организм человека также усвоил ритм внешних явлений. Устойчивость этого ритма доказана французским ученым-спелеологом Мишелем Сиффре, установившим недавно своеобразный рекорд пребывания под землей. Исследователь провел 205 дней в полном одиночестве, без естественного освещения в пещере «Полночь» близ городка Дель-Рио (штат Техас). За это время его обычный, нормальный для человека 24-часовой ритм практически не изменился.

Что же служит механизмом биоритма человека — его «биологическими часами»? Как они работают в организме? Кто их заводит?

Наиболее важен для человека суточный ритм — в этом ритме изменяется почти 50 физиологических функций. Часы заводятся регулярной сменой света и темноты. Свет, падая на сетчатку глаза через зрительные нервы, попадает в отдел головного мозга, называемый гипоталамусом. Гипоталамус — это высший вегетативный центр, осуществляющий сложную интеграцию и приспособление функций внутренних органов и систем в целостную деятельность организма. Он связан с одной из важнейших желез внутренней секреции — гипофизом, который регулирует деятельность других желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны. Так, в результате этой цепочки количество гормонов в крови колеблется в ритме «свет — темнота». Эти колебания и определяют высокий уровень функций организма днем и низкий — ночью.
Ночью самая низкая температура тела человека. К утру она повышается и достигает максимума к 18 часам. Этот ритм — отзвук далекого прошлого, когда резкие колебания температуры окружающей среды усвоили все живые организмы. По мнению английского нейрофизиолога Уолтера, появление этого ритма, позволяющего чередовать степень активности в зависимости от температурных колебаний среды, было одним из важнейших этапов в эволюции живого мира.
Человек давно уже не испытывает этих колебаний, он создал себе искусственную температурную среду (одежду, жилище), но температура его тела колеблется, как и миллион лет назад. И колебания эти имеют сегодня ничуть не меньшее значение для организма. Дело в том, что температура определяет скорость протекания биохимических реакций. Днем наиболее интенсивно идет обмен веществ, и это определяет большую активность человека. Ритм температуры тела повторяют показатели многих систем организма: это прежде всего пульс, артериальное давление, дыхание.

В синхронизации ритмов природа достигла удивительного совершенства: так, к моменту пробуждения человека, как бы предвосхищая возрастающую с каждой минутой потребность организма, в крови накапливается адреналин, вещество, которое учащает пульс, повышает артериальное давление, то есть активизирует организм. К этому времени в крови появляется и ряд других биологически активных веществ. Их нарастающий уровень облегчает пробуждение и приводит в готовность аппараты бодрствования.

У большинства людей в течение суток имеются два пика повышенной работоспособности, так называемая двугорбая кривая. Первый подъем наблюдается от 9 до 12—13 часов, второй — между 16 и 18 часами.

В периоды максимальной активности повышается и острота наших органов чувств: утром и днем человек лучше слышит и лучше различает цвета. Исходя из этого, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу приурочивать к периодам естественного подъема работоспособности, оставляя для перерывов время относительно низкой работоспособности.
Ну, а если человеку приходится работать ночью? В ночные часы наша работоспособность гораздо ниже, чем в дневные, поскольку функциональный уровень организма значительно снижен. Особенно неблагоприятным периодом считается промежуток с 1 до 3 часов ночи. Вот почему в это время резко возрастает количество несчастных случаев, производственных травм и ошибок, наиболее ярко выражено утомление.

Английские исследователи обнаружили, что у медицинских сестер, десятилетиями работающих в ночную смену, сохраняется ночной спад уровня физиологических функций, несмотря на активное бодрствование в это время. Это связано с устойчивостью ритма физиологических функций, а также с неполноценностью дневного сна.

Дневной сон отличается от ночного по соотношению фаз сна и ритму их чередования. Однако если человек спит днем в условиях, имитирующих ночь, его организм способен выработать новый ритм физиологических функций, обратный прежнему. Нужно сказать, что многонедельная работа в ночную смену менее вредна, чем периодическая, когда организм не успевает приспосабливаться к меняющемуся режиму труда и отдыха.

Не все люди одинаково приспосабливаются к сменной работе—одни лучше работают в первой половине дня (это у них «утро вечера мудренее»), другие — вечером. Про последних существует такая немецкая пословица: «К вечеру лентяи становятся прилежными».

Люди, называемые «жаворонками», рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером они испытывают сонливость и рано ложатся спать. Другие — «совы» — засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром.

Немецкий физиолог Хампп при обследовании большого количества людей обнаружил, что 1/6 часть людей относится к лицам утреннего типа, 1/3 — к вечерним, а почти половина людей легко приспосабливается к любому режиму труда — это так называемые «аритмики». Среди работников умственного труда преобладают лица вечернего типа, тогда как почти половина лиц, занятых физическим трудом, относятся к аритмикам. …

Немецкий бальнеолог и физиотерапевт Ламперт придавал основное значение реактивности организма, то есть силе и быстроте его реакции на внешние воздействия. Не со всем в рассуждениях Ламперта можно согласиться сегодня, но его подразделение людей на две группы заслуживает внимания.

К первой группе он относит лиц с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно их обосновать, иногда педанты, систематики, они склонны к логическим размышлениям, к математике, к абстрактным обобщениям, инертны, выжидательны, замкнуты. Их отличает хорошее самообладание. Они расчетливы, излишне строги и деспотичны. К их числу Ламперт относит Цезаря, Карла XII, Канта, Шопенгауэра. Работоспособность таких людей часто с утра невелика и достигает, максимума во второй половине дня. Удалось отметить, что у этих людей при острых инфекционных заболеваниях температура резко не повышается и выздоровление идет замедленно.

Вторая группа объединяет людей, сильно и быстро реагирующих на внешние воздействия, склонных к увлечениям. Эти люди больше энтузиасты. В науке это творцы новых идей. Они указывают новые пути, предоставляя разработку деталей людям, относящимся к первой группе. На все раздражители они реагируют быстрее и острее, чем представители первой группы. Быстро восстанавливают силы и быстро устают, поэтому максимально работоспособны с утра. Они сильно и быстро реагируют на инфекции повышением температуры, у них резко меняется общее состояние. Этот тип людей особенно склонен к ревматизму, подагре и диабету, ожирению, заболеваниям органов кровообращения. Они более чувствительны к изменению погоды.

Таким образом, ритм работоспособности у разных людей тесно связан с особенностями организма.


В. Доскин, Н. Лаврентьева


Материал взят из книги "Популярная психология"